Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Особенности связной речи детей с ОПФР

 Дети с ОПФР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ОПФР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии.

 В коррекционной работе с детьми с ОПФР формирование связной речи превращается в очень сложную задачу, требующей длительной кропотливой работы учителя - дефектолога, родителей и ребенка.      

 Речевая деятельность детей с ОПФР изучена недостаточно. В настоящее время имеются данные о некоторых ее особенностях:

  • использование в речи слов без понимания и смысла, неполноценность не только спонтанной речи, но и отраженной; 
  • несформированность грамматического строя речи;
  • недостаточность словообразовательных процессов.      

  Детям с ОПФР доступна простота диалогической речи и, наоборот, для них представляет сложность монологическая речь.  Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является - воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с задержкой психического развития захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержанные памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются», так и не войдя в активный словарный запас ребенка. Следует отметить, что неполноценная игровая деятельность детей также тормозит развитие новых форм речи.     

 Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. При пересказе текстов дети с ОПФР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Высказывания детей нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль.

  При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на несформированность внутреннего речевого программирования (плана высказывания) и грамматического оформления речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить. Анализ высказываний детей со стороны словоупотреблений показал, что для рассказов детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов.

   Изучение монологической речи детей с ОПФР старшего дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что речь их носит ситуативный характер (характер разговора), у этих ребят только начинается переход к контекстной речи, имеющей характер монолога. Переход от ситуативной речи к монологическому высказыванию означает не только новый этап в речевом развитии ребенка, но и достижение им определенного уровня развития познавательных процессов.     

   Формирование связной речи у детей с ОПФР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с задержкой психического развития предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

  Таким образом, для речи детей с задержкой психического развития характерны специфические особенности:

  • замедленный темп развития речи
  • нарушение ее произносительной стороны,
  • ограниченный и несоответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь,
  • нарушение грамматического строя.

 Нарушения связной речи усугубляют замедленный темп развития познавательной деятельности, затрудняют процесс овладения знаниями. Коррекция нарушений речи у таких детей требует организации специальной систематической коррекционной работы.

учитель-дефектолог: Земляк Т.Н.