Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

"Красочный секрет"

«Красочный» рецепт

 Природа  нам  дала возможность восхищаться красотой окружающего мира. Мы  любуемся нежной зеленью весенней листвы и желто-оранжевой гаммой осеннего леса. Кто не восхищался лазурью неба, красками цветущего луга, лесной опушки, осенней листвы, чудной окраской животных и насекомых? Во все времена художники старались подражать природе. Помогали им в этом их верные друзья и помощники, без которых ни одну картину не напишешь. Как вы думаете, что это за друзья? Отгадайте загадку:

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

(Кисточка и краски)

А вы знаете, что художники красками не рисуют, а пишут?

Картины, написанные разными красками или другими цветными материалами, такими как пастель, восковые мелки, называются «Живопись». Это слово легко запомнить: оно состоит из двух простых слов – «живо» и «писать».

Знаете ли вы, что у каждой краски есть свой «секретный рецепт»?

Далеко не всем известно, откуда у природы такая богатая палитра цветов. Всей этой красотой  обязаны мы специальным красящим веществам – пигментам(лат.краска), которых в растительном мире известно около 2 тысяч. В состав красок входят  пигмент и связующее вещество. (На ватман приклеиваем картинку «палитра», рисуем две стрелочки от неё, под каждой стрелочкой клеем «пигмент», «связующее»).

Пигмент - это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д. Из чего ещё можно сделать пигмент? (Дети предлагают свои варианты, приклеиваем картинки под словом «пигмент»).

Связующее – это вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.

Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. (Под словом «связующее» приклеиваем соответствующие картинки). 

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями (из соответствующих картинок «составляем» рецепты):

- Если художник соединит пигмент и связующее вещество – куриное яйцо, - то он получит темперные краски. Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно.

- Смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым художник получал масляные краски. Разводятся они не водой, а тоже маслом. Рисуют этими красками не на простой бумаге, а на ткани, которая называется «холст». Если посмотреть на портреты того времени - кажется, что человек, изображенный более четырех столетий назад, сейчас начнет двигаться и говорить. В таком «живом» эффекте есть немалая заслуга масляной краски. Ведь она прекрасно передавала ощущение натуральности, свет, тень и объем. Масляные краски, достаточно прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Со временем художники стали добавлять ещё и клей в краску.

- Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка (пигмента) и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. Кстати, в прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.  Слово «акварель» от латинского слова «аква», что означает «вода». Когда ими рисуешь, надо очень хорошо смачивать кисть. Акварельные краски смешиваются между собой и можно получить много интересных оттенков. Что такое «оттенки»? (Например: есть основная краска красная, а все остальные очень похожие на нее, только более светлые или более темные, называются «Оттенки»). Назовите оттенки красного цвета (розовый, малиновый, алый, бордовый, вишневый). Картины, нарисованные акварелью, получаются очень нежными, прозрачными и очень живописными. Они так и называются – акварельной живописью.

- Похожая на акварель краска – гуашь.  Отличие от акварели: меньше связующего и больше пигмента, в составе имеются белила, отсюда белесоватость при высыхании. Гуашевые краски тоже разводятся водой, только совсем не много. При рисовании они образуют очень плотный слой. В отличие от акварели, они не прозрачны. Гуашь, очень удобная краска, она «покрывная». Если не понравился цвет, или получилась помарка, то ее можно исправить. Дать краске высохнуть и перекрыть другим цветом.

 Ребята, а какая из красок главнее? Как вы думаете? (высказывания детей).

Все краски необходимы, полезны. Например, надо нам нарисовать что-то легкое, нежное, прозрачное – кроме акварели никто так не нарисует или кого-то спрятать, без гуашевых красок нам не обойтись. Ну а если мы хотим сохранить наш рисунок на долгие годы – масляные и темперные краски будут нам верными помощниками в этом.

 

Фотоматериалы