Можно ли заниматься физической культурой без музыки? Конечно можно, но с музыкой физическое развитие детей будет осуществляться более качественно и оптимально.
«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха», - писала Александра Владимировна Кенеман.
В методической литературе мало определенных рекомендаций о музыкальном сопровождении физкультурной деятельности. Поэтому введение музыки в занятие – дело самого руководителя физвоспитания.
Как можно связать музыку и физкультуру? Конечно, прежде всего, это может быть утренняя гимнастика вместе с музыкальным руководителем; в водной части, в ОУ физкультурного занятия и, конечно же,ни один спортивный досуг или празднике возможен без музыки.
Еще используется музыка на сюжетных занятиях, в ритмических упражнениях и танцевальных движениях, на круговой тренировке, психогимнастике, релаксации.
Одна из особенностей музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Поэтому музыку мы можем сделать активным помощником развития и воспитания.
Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию.
В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. Им было установлено, что при спокойной музыке замедляется пульс. «Для активизации малоподвижных детей, - считает Н. Аксенова,- музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, в связи, с чем увеличивается двигательная активность».
У дошкольников, в основной массе, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и если ребенок с синдромом двигательной активности, то спокойная музыка, в конце занятия, поможет успокоить такого ребенка. Здесь особое внимание хочется обратить на релаксационную музыку со звуками природы.