Толерантность.
Все мы разные, но права у нас одинаковые.
(собрание для родителей групп интегрированного обучения и воспитания)
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе
не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
- Вступительное слово
«Необычность»
В прошлом веке правильно подметил
Грибоедов: «Горе от ума»!
Для «особых» солнце ярче светит,
Ну, а в «норме» - неустроенность и тьма.
Мы эмоционально выгораем,
Сами создаём букет проблем,
Злимся и не понимаем,
Как защитный создавать тотем.
Хочется элементарного, простого,
Чтобы было тихо и тепло.
День прошёл – и солнце встало снова –
И не надо больше ничего!..
Критику отбросить надо в сторону,
Если хочешь научиться понимать.
Ведь дефекты розданы нам поровну:
Так зачем же нос-то задирать?
А дефект ли это, иль достоинство,
Кто нам право дал сортировать?!
И у каждой своей особенности –
Научитесь «необычность» принимать!
- Понятие «Толерантность».
Сегодня мы часто слышим слово "толерантность". Что оно обозначает и касается ли его значение нашей жизни? Может быть, это понятие пока еще не вошло прочно в нашу жизнь, но будет очень хорошо, если толерантное отношение к другим станет такой же естественной потребностью современного человека, как общение. И поэтому мы с вами попытаемся разобраться в содержании нового для нас понятия и убедиться в том, что родители одними из первых должны развивать в себе толерантное отношение к другим и прививать это качество своим детям.
Что же такое толерантность?
Толерантность – это терпимость к чужому образу жизни и поведению. Ведь все люди, живущие на Земле достойны любви и понимания, независимо от особенностей своего внешнего вида, интеллектуальных и физических возможностей.
И сегодня мы поговорим о толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями.
- Дети с ограниченными возможностями здоровья.
– Посмотрите друг на друга, на своих детей: мы все разные! Кто-то высокий, кто-то низкий. У кого-то волосы тёмные, у кого-то – светлые. У кого-то глаза зелёные, а у кого-то – голубые. Кто-то очень хорошо складывает конструктор, кто-то замечательно рисует, а кто-то может сам отремонтировать стул или компьютер. Кто-то «мастер на все руки» и может творить чудеса, а у кого-то нет рук. У кого-то тонкий музыкальный слух, а кто-то ничего не слышит. Мы все разные и у нас разные возможности.
С каждым годом индустрия нашей страны развивается всё интенсивнее: с одной стороны – улучшение условий жизни, с точки зрения технического прогресса, с другой стороны - ухудшение экологии и увеличение числа стрессовых ситуаций. Данные факторы способствуют ухудшению здоровья населения и являются одной из причин рождения детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения, дети с тяжёлыми речевыми нарушениями, умственно отсталые дети, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Вопрос: Как вы думаете, что чувствуют мама и папа, когда понимают, что у них ребёнок не такой, как остальные дети?
(Родители высказывают свои мнения).
- Матери, у которых рождаются дети, имеющие выраженные признаки нарушения физического развития, например, детского церебрального паралича, или интеллектуального развития, синдрома Дауна, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины, позора, страх перед последующими трудностями лечения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, приводят некоторых родителей к отказу от своего малыша или к распаду семей.
Родителям "обычных" детей стоит задуматься о том, что никто не застрахован от несчастных случаев, простудных вирусных заболеваний и осложнений после них. Например, С. Л. Брайль, разработавший шрифт для слепых, потерял зрение в 3-х летнем возрасте. У скрипача И. Перлмана отнялись ноги после 4 лет. Французская актриса С. Бернар потеряла ногу после 30 лет.
И мы должны проявить толерантность к таким людям. Во-первых, это отношение родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживают её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных воспитанников.
Нам близка эта тема. Частью коллектива нашей группы являются некоторые дети с ОПФР, которые нуждаются в социальной защите и психологической помощи. Работая со здоровым и активным коллективом группы, мы включаем в нашу бурную жизнь и привлекаем к нашей совместной деятельности детей. Мы стараемся создать такие условия, чтобы он не чувствовал себя ущербно и неловко. Всегда приглашаем на совместные мероприятия. Казалось бы, ситуация не из простых, но она тоже помогает сплотить детей в группе, учит заботиться друг о друге, помогать и уступать.
А сейчас я бы хотела вам предложить обыграть ситуацию, чтобы побывать на месте людей с ОПФР.
- Игра «Слепой и поводырь»
Один из пары участников будет играть роль незрячего, а другой – помощника.
Задание «незрячему». «Закрой, пожалуйста, глаза, глаза и не подглядывай. Ты должен будешь встать с места, подойти к доске, написать на ней своё имя, положить мел на стол и вернуться на своё место».
Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы незрячий не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь. И ещё следи, чтобы твой товарищ не подглядывал.
Вопросы к «незрячему»:
- Что ты чувствовал? Что ты делал? Трудно ли было? Если трудно, то когда? Что для тебя было самым трудным?
Вопросы к помощнику:
- Хотелось ли тебе помочь? Если хотелось, то когда?
Вопросы ко всем родителям:
- Что вы видели? Где ему было трудно? Когда ему больше всего требовалась помощь? Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна? С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением?
- Имитация человека без ноги.
Нужно на одной ногепропрыгать от дальней стены группы до доски, взять мел, нарисовать солнышко и возвратиться к своему месту.
Вопросы к добровольцу:
- Что ты чувствовал? Что ты делал? Трудно ли было? Когда?
Вопросы к классу:
- Когда ему было трудно? Как можно было сделать его путь легче?
- С какими трудностями сталкиваются люди без ног?
- Просмотр презентации «Кувшин с трещинкой».
- А сейчас вашему вниманию предлагается посмотреть презентацию «Кувшин с трещинкой».
7. «За» или Против».
Вопрос. Позволять ли своему ребёнку общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Для ребёнка с ограниченными возможностями дружеское общение с нормальными детьми бесценно. Оно предупреждает возникновение чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемое искусственно созданной изоляцией от других детей, положительно сказывается на их эмоциональном и умственном развитии.
Вопрос. Что может дать вашему ребёнку общение с ребёнком, имеющим ограниченные возможности?
(Родители высказывают свои мнения).
Общаясь с ребёнком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя по отношению к нему заботу и внимание, нормально развивающиеся дети становятся добрее и мягче. Не беда, если, обращаясь к ребёнку с потерей слуха, они будут пользоваться пантомимой или воспринятыми от него мимическими знаками. Важно, что дети будут объединены общей, интересной для обеих сторон деятельностью, и нормально развивающиеся дети научатся оказывать поддержку и помощь «необычному» ребёнку, в случае необходимости будут готовы защитить его.
Как же воспитать в ребенке толерантность. Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим и любит жизнь, не будет осуждать и обижать других.
Мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Давайте запомним правила, которые необходимо выполнять и детям, и родителям.
Чтобы не ссориться, нужно:
- Стараться понять друг друга в любой ситуации.
- Никогда не повышать голос друг на друга.
- Уметь дать совет, выслушать совет другого.
- Уметь поддержать в трудную минуту.
- Доверять друг другу.
- Уметь слышать и слушать.
(Родителям раздаются памятки с правилами).
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
7. Мультфильм «Братец Кролик». (Просмотр на экране мультфильма «Братец Кролик»)
Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребёнок понял, что он любим? Чувствует ли ребёнок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребёнку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть», чтобы ваш ребёнок мог сказать:
В моей семье все (слова-лозунги распечатаны на листах):
- терпимые и терпеливые;
- здоровые и добрые;
- уважающие и понимающие, поддерживающие друг друга
окружающие друг друга заботой;
- внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
- успешные, независимые, счастливые.
Я искренне надеюсь, что после сегодняшнего дня, вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь люди так не делятся!!!