Цель: сплочение педагогического коллектива и формирование доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи:
- Формирование благоприятного психологического климата в группе;
- Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- Развитие умения работать в команде;
- Сплочение группы.
Положительный психологический микроклимат в коллективе – это один из ресурсов для профилактике эмоционального выгорания педагогов и повышения уровня стрессоустойчивости.
Все нам знакома цитата, которая принадлежит Сельме Лагерлёф «Людям не всегда нужны советы. Иногда им нужна рука, которая поддержит. Ухо, которое выслушает и сердце, которое поймет».
В качестве девиза нашей встречи могут послужить следующие высказывания: «Один в поле не воин», «Одна голова хорошо, а две лучше», «Один за всех и все за одного». Предлагаю вам дополнить этот ряд высказываний, какие еще вы знаете подходящие поговорки либо устойчивые выражения о силе единства и коллектива.
На сегодняшней нашей встрече хотелось бы, чтобы у вас сформировалось понимание значимости единства, умения чувствовать и понимать друг друга, работать слаженно и согласованно.
Упражнение «Приветствие без слов»
Цель: снятие эмоционального напряжения, зажатости, приветствие участников друг друга.
«Каждый из участников должен поздороваться с группой, продемонстрировав невербальное приветствие. На нашей планете множество национальностей, и у каждой есть своя традиция для приветствия, но в любой стране это является знаком доброго расположения друг к другу, тепла и внимания.
Например, Англия - реверанс, поклон – Китай, Индия, европейское рукопожатие, славянские объятия.»
Упражнение “Совместный счет”
Цель: снятие напряжения, выявить насколько слаженно может действовать группа.
Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.
Правила:
• если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
• разговаривать запрещено;
• допустимо использование мимики, жестов.
Результат: во время упражнения сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.
Упражнение «Карандаши»
Цель: содействие развитию четкой координации совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера, научиться чувствовать другого человека.
Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Расстояние между соседями — 50—60 см. Группа, не отпуская карандаши, синхронно выполняет задания:
1.Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2.Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3.Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).
4.Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
5.Присесть, встать.
Если участникам сложно сразу выполнить это задание, можно дать подготовительное: участники разбиваются на пары, располагаются напротив друг друга на расстоянии 70—90 см и держат два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Нужно, не выпуская карандашей, синхронно двигать руками вверх—вниз, поворачиваться вправо—влево, приседать.
Обсуждение
Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека? А двоих — справа и слева — одновременно?
Упражнение «Застольная беседа»
Цель: способствовать развитию сплочения группы, умению договариваться друг с другом.
Участники свободно двигаются по помещению. Необходимо воссоздает дух застольной беседы, описав ресторан, известный приятной атмосферой и изысканной кухней. Затем перевоплощается в «старшего кельнера» и говорит: «Столик на двоих!». Это означает, что каждый участник должен найти себе пару – того, кто стоит ближе всех. Партнеры обсуждают тему «Какую пищу я предпочитаю? Какой заказ сделаем в ресторане?». Затем дается команда: «Столик на четверых!», и каждая пара должна объединиться с какой-нибудь другой. Они беседуют на тему «Чем я охотнее всего занимаюсь в свободное время? Выбрать место совместного досуга после ресторана». После этого, каждая группа получает задание составить «рецепт» хорошего дня, написав необходимые ингредиенты.
Обмен впечатлениями:
- Что я узнал о других членах группы?
- Что было особенно интересным и неожиданным?
- Зачитать «рецепты» хорошего дня.
Упражнение «Клубочек»
Цель упражнения: отработать навыки эмпатии, сформировать умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.
Ведущий дает задание:
– Вы бросите клубок ниток к любому члену группы и скажете комплимент, доброе пожелание, похвалу. Один конец нитки при этом оставьте у себя. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом, мы обойдем всех участников тренинга.
Для этого упражнения фоном можно задействовать классическую музыку.
Упражнение «Я художник»
Цель: рефлексия, отреагирование эмоций участников занятия.
Предлагаем участникам группы нарисовать себя в виде какого-либо образа – цветок, птица, дерево либо по желанию передать с помощью красок свое эмоциональное состояние.
Закончить занятие цитатой
«… Огромная духовная сила человека – чувствовать себя в дружеском коллективе
… бороться до тех пор, пока есть в тебе искра жизни». Н. Островский