Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 5 Особенности развития детей в изобразительной деятельности

 

  Рисование, лепка и аппликация — любимые детские занятия. Процесс создания рисунка приближается у малышей к игре — вначале они просто получают удовольствие от своих действий с изобразительными материалами. Но постепенно ребенок начина­ет вкладывать в рисунок, лепку конкретное содержание. След на бумаге, вмятины на пластических материалах приобретают для него зрительное значение, а это положительно влияет на даль­нейшее развитие в изобразительной деятельности.

 Рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе. Возможность пережить негативные эмоции в изо­бразительной деятельности имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребенка.

 У детей этого возраста сильные чувства могут быть вызваны и новыми яркими впечатлениями (увиденная молния, движу­щийся поезд, новая игрушка и др.) Изображение предмета или явления позволяет ребенку еще и еще раз пережить то, что когда-то взволновало его, например, нарисовав машинку, вновь испытать радость от полученной в подарок игрушки.

 Для полноценного развития детей в изобрази­тельной деятельности необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией. Мы изучим подробнее психолого-педагогические особенности развития детского рисунка. Будем идти от общего к частному.

 Рассмотрим некоторые общие, но весьма важные моменты, способствующие развитию детского рисунка.

1)   Чтобы ребенок мог успешно что-нибудь нарисовать, он должен научиться видеть, и прежде всего, основную форму, строение и цвет изображаемых предметов.

 Помогают сориентироваться в этом вопросы типа «На что это похоже?». Ребенок определяет, что предмет или его отдельные части похожи на морковку, огурец или на квадрат, треугольник и т. п. Ребенку легче будет выявить существенные признаки, если он научится (а этому поможете вы) устанавливать зависимость всех признаков от среды обитания, образа жизни или назначения предмета через вопросы: «Почему в автобусе тебе удобно было все видеть?», «Почему машина может ехать быстро?» и т. п. Развивать у ребенка наблюдательность, способность замечать выделять самое главное и существенное также помогают игры типа «Чего не стало?», «Что изменилось?» и т.п.

2) Помимо способности видеть, важным условием создания выразительного рисунка является умение точного изображения.

 А для этого должна быть достаточно хорошо развита рука. Первыми признаками «легкой» руки являются уверенность, быстрота, смелость нанесения линий и форм. Карандаш (кисть) он держит свободно, раскованно, не напряженно, штрихует аккуратно, не выходя за контур.  «Легкая и послушная рука» — это важное условие, так как из-за неразвитости моторики руки ребенка часто страдает и содержательная сторона рисунка. Ребенок не в состоянии изобразить то, что видит, знает, задумал.

3) Чтобы рисунок был творческим, самобытным, оригинальным, необходимо развивать у детей фантазию, воображение, ассоциативно-образное мышление.

 Опираться на интуицию, играть с ними: «На что похоже это облако? дерево? а вот эта лужа? Какого «цвета» слова сладкий, грустный, радость?» Способствуют развитию творческой деятельности и графические игры: «Я начну, а ты дорисуй» и др. Часто детские рисунки бывают однотипными и повторяющимися. Это объясняется тем, что ребенок стремится усовершенствовать удачно найденный прием. Достигнув некоторых успехов, ребенок слишком долго «держится» за них. Появляются стереотипы, устойчивые схемы. Если взрослые не оказывают своевременную помощь, рисунок ребенка не развивается. Однотипность рисунков бывает и в тех случаях, когда маленьких детей учат рисовать по образцам — нарисованным схемам. Трудно в этом случае воспитать у детей самостоятельность, самобытность, инициативность.

 Данный вопрос тесно соприкасается с другим: в чем же заключается основная помощь взрослого? Характер этой помощи, прежде всего, зависит от возраста ребенка и его изобразительного опыта.

 Содержание и характер этой помощи, прежде всего, определяются возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями и уровнем общего развития.

Второй год жизни. Взрослые должны знать, что работа ребенка этого возраста с бумагой и карандашом вначале не имеет изобразительного характера. Малыша привлекает только манипулирование и игра с ними: чёрканье, постукивание. Дети с удовольствием наносят случайные штрихи, линии, мазки. Для того чтобы повысить интерес к процессу рисования, сделать его более устойчивым, усаживайте ребенка рядом с собой, когда пишете или рисуете, давайте ему бумагу, карандаши и советуйте действовать, «как я ». Предлагайте разноцветные фломастеры и карандаши, учите замечать, что они разноцветные, удивляйтесь «разноцветной красоте», показывайте свободные места на бумаге. Это подготавливает малыша к умению равномерно разрисовывать все пространство листа; восхищайтесь его действиями. Позже, когда ребенок начнет рисовать направленные линии, производить округлые движения, побуждайте замечать, что они на что-то похожи: «Какой замечательный у А л е ш и получился дымок», «Какие красивые ленточки нарисованы у Марины». Провоцируйте самого ребенка присматриваться к своим случайным штрихам и делать попытки к узнаванию. Иногда дорисовывайте каракули ребенка и спрашивайте, на что они похожи: «Смотри, сколько у тебя дыма, давай нарисуем колесики и поиграем с получившимся «паровозиком».

На третьем году-жизни, помимо манипулирования с материалами, появляется преднамеренность предметного или близкого к нему изображения. Чтобы ускорить этот процесс, продолжайте учить узнавать в штрихах знакомые образы, спрашивайте ребенка, о чем он рисует (формируется целеполагание); по-прежнему весьма эффективным остается прием совместного творчества (дорисовывания). Найдя в начертаниях хотя бы намек на образ, малыш испытывает непомерную радость. У него возникает потребность повторить и поиграть с рисунком. Так он овладевает некоторой произвольностью и целенаправленностью  изобразительных действий. Однако найденная форма надолго не сохраняется. Рисунку еще свойственна большая подвижность и неустойчивость. Чтобы произвольность рисунка возрастала, необходимо: повторять получившееся изображение несколько раз; играть с детьми, предлагая нарисовать повторяющиеся звуки, движения, например как капает дождик, как топает Андрюша по дорожке, как закрутится мотор и колеса машины и т. д.; включаться в «совместное творчество». Вы нарисуйте тучки, а ребенок — дождик, вы — солнышко ( маму, зайчика), а ребенок — глазки, ротик, вы — елочку, а малыш — огоньки на ней и т. д)

Четвертый год жизни. Для ребят трех лет процесс изображения различных объектов еще также труден. У них отсутствует необходимая координация движений рук, слабо развиты зрительная ориентация, точность восприятия отдельных объектов, наблюдается так называемое психологами «мерцание» формы. Рисуют они, как правило, быстро, изображают предметы схематично, стремясь нарисовать не столько предмет, сколько выразить интересную для него ситуацию по поводу этого предмета, Поэтому часто не замечают допущенных ими в изображении ошибок. Стимулом к созданию рисунков является желание детей рассказать о тех объектах, явлениях, которые взволновали, поразили его впечатление, эмоционально воздействовали на чувства. Как правило, это предметы, совершающие определенные движения, издающие звуки, одним словом, они для ребенка — «живые». Функциональность предмета преобладает над всеми остальными признаками, поэтому на рисунках «большой дым», человечки-головоломки. Малыш непременно нарисует руль, колесики, фары; руки, ноги, глаза, рот, но может забыть про нос, туловище, т. к. они (нос, туловище) ничего ребенку не говорят. Они не бегают, не крутятся, не хлопают, не моргают, не едят, не разговаривают.

  Трехлетний ребенок постепенно, при направленном руководстве изменяет характер рисовальных движений: от действий всей рукой от плеча к движениям только кистью руки. Детям этого возраста еще трудно выполнить слишком мелкое изображение, точно выделить круглую и овальную формы. Если ребенок «не видит» форму предмета, подскажите ее (покатайте мяч, обведите рукой контур, «порисуйте» вначале рукой в воздухе). Учите правильно размещать изображаемый объект на листе бумаги. Обычно голову они начинают рисовать с середины листа, а для ног места уже не хватает. Поэтому советуйте ребенку перед началом изображения элементарно спланировать рисунок, предложите ему показать, где он нарисует голову, туловище, ноги и т.д.

 Особые сложности возникают при рисовании предметов прямоугольной формы. Дело в том, что на этом этапе развития движение руки ребенка обычно отстает от движения глаз и поэтому он «срезает» углы. Возникает необходимость показать, как делать остановки на углах и поворотах. Иногда, если у детей долго не получается формообразующее движение, можно порисовать вместе, пока не появится чувство правильного движения. Отсутствие ясного видения формы, четкости представлений об отдельных элементах приводит к тому, что трудные в изображении детали упрощаются, превращаются в мазок, пятно, иногда «смываются», исчезают совсем или, наоборот,  приобретают преувеличенные непонятные формы. В этих случаях необходима помощь взрослого в виде показа. Показ помогает снять «мерцание» формы, сделать затемненный кадр более ясным, отчетливым.

 Рисунки детей четвертого года жизни отличаются ясной конструктивной формой. Им легче изобразить мишутку, состоящего из многочисленных, но четко выраженных отдельных частей, чем рыбку, имеющую более слитную и недостаточно ясную форму. Поэтому в этой группе преобладает конструктивный способ изображения: все из отдельных частей и только иногда частично целостный.

 Показом  надо пользоваться осторожно и умело, чтобы не «погасить» проявление творчества и самостоятельности ребенка, а скорее, наоборот, способствовать их развитию. Успешным приемом оказания помощи в тот момент, когда ребенок рисует, может быть совет в игровой форме: «Видишь, не дорисовал, вот какая дырка, мышка забежит в дом и все съест, скорее почини» или (когда малыш закрашивает шарик) «Видишь — вот и вот дырочки — закрась их получше, а то шарик лопнет» и т. д.

 В этом же возрасте дети учатся работать сразу несколькими (двумя-тремя) гуашевыми красками. В процессе работы с разными красками советуйте им выбирать наиболее сочетающиеся друг с другом цвета, например: «Зеленый хорошо дружит с оранжевым, коричневый — с желтым, а синий — с розовым, белым» и т.д. Ближе к четырем годам у детей интенсивно возрастает интерес к штриховке, которую они выполняют фломастерами, карандашами. Важно научить детей на этом этапе правильно удерживать эти инструменты.

Пятый год жизни. У ребят в этом возрасте уже накоплен небольшой жизненный опыт. Они становятся более внимательными к своему окружению, способны выделить главное, существенное, сделать некоторые обобщения. Соответственно в рисунке появляются подробность, детализация. Продолжает развиваться координация движений руки по размаху, силе, скорости. Однако, это развитие пока не достигает той степени, когда ребенок может справиться с пропорциями, точной передачей размеров, соотношений отдельных частей. Для рисунка этого возраста характерен компромисс условно-схематического (свойственного младшему) и наивно-реалистического изображения, что более близко старшим детям. Обращение к реальному предмету особенно проявляется в случаях доработки, поиска наиболее выразительных, интересных деталей. Такая же двойственность прослеживается и по отношению к цвету. В одном случае цвет подбирается соответственно реальному, в другом — побеждает эстетическое и эмоциональное отношение к нему: «Рисую таким, потому что он красивый». Основные трудности в этом возрасте связаны с появлением у детей интересных замыслов, но отсутствием у них достаточных для этого изобразительных умений, заключающихся в поиске выразительных средств при создании образа, способов изображения отдельных предметов. Чтобы ребенку было легче преодолевать эти трудности, учите его наблюдать, замечать главное и наиболее существенное в облике и подчеркивайте это словом. Например, при рассматривании игрушек, изображающих животных, он должен увидеть, что «нос у лисички вытянут вперед и кверху, она слишком любопытная, все хочет знать, а у волка — смотрит вниз, он всегда угрюмый и недовольный. Ушки у мышки, как лепешки, а у кота они остренькие, похожие на треугольники» и т. д. В процессе рассматривания задавайте вопросы: «На что это похоже? Почему у котика мягкие лапки, длинные усы и хвост?» Побуждайте ребят выделять особенности формы путем сравнения. Показ здесь может быть ограниченным, частичным, необходимо фиксировать только тот момент, который у ребенка никак не получается. Вариативность показа выражается в разных способах изображения какого-нибудь одного момента.

Чтобы рисунок ребенка был содержательным и более конкретным, предложите рассказать, о чем он собирается нарисовать. Его рассказ вы уточняете и конкретизируете вопросами: где это происходит (в лесу, на улице)? Когда (зимой или летом)? Что герои делают? Во что одеты? Какое у них настроение? Как он думает передать в рисунке, что зайчик плачет, а лиса его гонит и т. д.?

Чтобы рисунок был образным, выразительным, советуйте ребенку «проиграть» изображаемый образ, представить себя в его роли, «пошагать», как гордый или любопытный петушок, помогите ребенку передать эти характеры в рисунке при помощи вопросов: «Если петушок гордый или он поет — где у него головка? А если любопытный?»

Учите детей видеть ошибки на своем рисунке. Например, если ребенок, нарисовал ножки-«палочки», посоветуйте посмотреть на свои ноги и сравнить или спросите: «Сможет ли человек идти на таких ногах, удержат ли они туловище?» или «Сможет ли машина ехать, если колеса не прикреплены?».

 В этом возрасте приучайте детей к качественной отработке рисунка. Если ребенок нарисовал нечетко форму, контур, кривую линию, советуйте повторить их еще раз и исправить, если неаккуратно закрасил — закрасить правильно. Большие трудности вызывает у детей техника сплошной штриховки. Чтобы повысить качество ее, учите детей наносить штрихи неотрывным движением с разной скоростью: в середине побыстрее, а к краю, ближе к контуру,— помедленнее, более короткими движениями. Продолжайте учить правильно держать карандаш. Во время работы с гуашевыми красками научите получать некоторые оттенки цвета путем смешивания их с белой краской.

Шестой год жизни. У старших детей характер изобразительной деятельности значительно изменяется. Это — наивные реалисты. В отличие от четырехлетних они более наблюдательны. Умеют заметить и выделить мельчайшие подробности, быстро сравнить, найти отличительное и сходное, способны также к продолжительным наблюдениям. Обнаруживается и повышенный интерес к окружающему миру, желание отразить его таким, каким увидели и запомнили: «Когда я был у бабушки, там я видел...» или «Вчера мы с папой нашли...», «Когда я был на лугу, то заметил...». Появляется пластика, движения рук более координировании, в основном работают только кистью, пальчиками. Они могут выполнить наброски нитевидной линией, сознательно регулировать силу нажима, размах руки и т. д. Движения руки начинают подчиняться глазу. Глаз видит — рука изображает — такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается только в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

 Благодаря этому значительно повышается качество рисунка. Дети уже могут передать характерные и наиболее отличительные признаки каждого объекта, стремятся рисовать так, чтобы отразить совершенно конкретные вещи с их индивидуальными особенностями. Присмотритесь сейчас к рисункам ваших детей. Соответствуют ли они этим требованиям? Если нет, следовательно, рука и глаз у них недостаточно развиты. Проанализируйте рисунок и в плане динамики. Если все изображенные на нем фигурки только стоят и «смотрят», лишены подвижности, значит, рисунок вашего ребенка не соответствует его возможностям.

 Дети шестого года жизни уже способны изобразить различные объекты в любом движении, состоянии, настроении: бежит, наклонился, напуган, счастлив, задумчив и т. д. Статичный рисунок — это сигнал о том, что ребенок нуждается в помощи. Основная помощь взрослого заключается в том, чтобы научить глаз точно видеть, а руку — точно все передавать. Наблюдения показывают, что своевременные советы, вопросы, поощрения помогают ребенку в совершенствовании своего рисунка. Важно учить не только видеть, но и устанавливать причинные связи, зависимость внешнего вида объекта, его позы, походки от образа жизни, состояния, настроения: «Чем отличается зубр от коровы, корова — от лошади, бурый медведь — от белого медведя?» и т. п. Совместные обсуждения этих моментов с ребенком помогают ему лучше постичь, увидеть и найти наиболее рациональные способы изображения. Например, при передаче движущейся фигурки, главное — научить ребенка видеть основную линию, передающую суть движения, состояния, положения корпуса. Например, идет человек бодрый — осанка одна, а если печальный — уже другая. В данном случае такой способ изображения может быть: от главной линии — ко всему остальному.

 По прежнему побуждайте детей создавать выразительные образы: дерево печальное, яблоко кислое или наоборот — очень зрелое, вкусное; девочка — красавица, Маша — растеряша, медвежонок — трудолюбивый, добрый, лиса — хитрая, осторожная и т. д. Помогайте детям увидеть, что в создании выразительного образа важную роль играет не только форма, линия но и точно найденные цвет, некоторые характерные детали одежды, выразительная поза, жест.

 Именно в этом возрасте, когда достаточно хорошо развиты глаз и рука, можно предлагать уже рисовать с натуры. Нарисовать с натуры дети могут несложные предметы, имеющие хорошо выраженную форму, цвет и другие признаки: разноцветные листья, овощи, фрукты, вазы, вазы с цветами, игрушки, транспорт. При рисовании с натуры не требуйте от детей ее буквального воспроизведения. Им это пока сложно. Главная цель рисования с натуры — побуждать ребенка к передаче только наиболее характерных и отличительных признаков (форма, строение, окраска).

 В чем выражается помощь на данном этапе? Прежде всего необходимо повышать глубину знаний об окружающем мире, различных явлениях и событиях, конкретизировать их. Эти знания и представления о мире должны быть «зримыми». Для этого раздвигайте пределы реального, вместе сочиняйте; учите видеть, как «дерево плачет», ветер «злится», а это походка старого человека, а это — самодовольного или молодого.

У старших дошкольников появляется критическое отношение к своему рисунку. Часто дети остаются неудовлетворенными. Поэтому взрослому нужно научить детей не только замечать недостатки, но и исправлять их, а также уметь дополнять, обогащать рисунок, добиваясь большей выразительности.

 В этом возрасте можно научить детей умело пользоваться различными изобразительными средствами для создания выразительных образов: путем преувеличения или изменения формы, линии, цвета. При направленном руководстве им также доступно сознательное упрощение, обобщение формы в целях достижения ее декоративности, нарядности, условности. Упражняя детей в переводе, переработке реальных форм в условные, обобщенные, мы тем самым способствуем более интенсивному развитию у детей образного, пластического мышления, чувства формы, движения, целостности, единства, гармонии и т. д.

  Таким образом, при условии систематической помощи со стороны взрослого можно постоянно побуждать детей к созданию интересных и выразительных рисунков.