Поступление маленького ребёнка в УДО в большинстве случаев сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все успешно с ней справляются.
Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в детский сад и психологически неготовых к этому, может принести только система взаимодействия родителей и специалистов УДО.
Задачи:
• создание необходимой предметно-развивающей среды для организации деятельности семейной адаптационной группы;
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• ознакомление родителей с особенностями развития детей раннего возраста, основными показателями нервно-психического развития;
• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации.
Участники:
воспитанники 1-й младшей группы, их родители, педагог-психолог, воспитатели группы.
Площадка реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с родителями.
2. Совместная деятельность с воспитанниками.
Работа с родителями:
• Знакомство (памятки, анкеты, семейные фотографии) .
• Консультации .
• Групповые и индивидуальные консультации с педагогом-психологом.
• Стендовая информация «Уголок для родителей».
• Индивидуальные беседы с родителями.
• Демонстрация занятий для родителей.
• Тематические родительские собрания.
Работа с воспитанниками:
• Диагностика умственного развития воспитанников.
• Адаптационные занятия с педагогом - психологом.
• Совместное посещение УДО воспитанников с родителями в первые дни.
• Индивидуальный подход к каждому ребенку.
• Гибкий режим.
• Проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, гимнастики после сна, пальчиковой гимнастики, прогулки на свежем воздухе.
• Использование музыкального оформления в режимных моментах.
• Чтение художественной литературы.
• Ведение адаптационных листов.
Функции участников при реализации проекта по этапам
Деятельность психолога
I этап
1. Ознакомление с новыми методическими материалами по проблеме
2. Планирование работы по обеспечению адаптационного периода
3. Анкетирование родителей поступивших детей
3. Консультирование педагогов по теме «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к УДО»
II этап
1. Консультирование родителей поступивших детей
2. Диагностика детей раннего возраста
3. Наблюдение за ходом адаптации
4. Проведение адаптационных занятий с участием родителей
5. Проведение родительского собрания «Проблемы адаптации ребёнка к детскому саду»
III этап
1. Проведение адаптационных занятий с детьми
2. Оказание практической помощи по мере необходимости (детям, родителям, педагогам)
3. Оказание помощи в организации необходимой предметно-развивающей среды
4. Предварительный анализ и контроль ведения адаптационных листов
IV этап
1. Анализ адаптационных листов
2. Обработка результатов
3. Организация родительского собрания – дискуссии по проблеме
4. Итоговое анкетирование родителей
5. Подготовка презентации
6. Анализ успехов и ошибок, поиск способов их коррекции
Деятельность родителей
I этап
1. Знакомство с режимом детского сада
2. Заполнение анкет "Анкета-знакомство", "Анкета - запрос"
3. Получение индивидуальных консультаций
4. Проведение бесед с воспитанниками
II этап
1. Соблюдение режимных моментов
2. Гибкий график присутствия ребёнка в детском саду
3. Присутствие в УДО в первые дни
4. Получение консультаций по проблеме
5. Присутствие во время диагностики детей у педагога – психолога
6. Участие в адаптационных занятиях
III этап
1. Соблюдение практических рекомендаций
2. Соблюдение режимных моментов
3. Участие в организации предметной развивающей среды группы
IV этап
1. Заполнение анкет
2. Участие в родительском собрании – дискуссии (обмен опытом)
3. Участие в подготовке презентации
3. Анализ степени удовлетворённости
Деятельность воспитателей
I этап
1. Ознакомление с новыми методическими материалами по проблеме
2. Планирование работы по обеспечению адаптационного периода
3. Ознакомление родителей с распорядком дня
3. Индивидуальное консультирование родителей
II этап
1. Направленные беседы с родителями
2. Сопровождение режимных моментов
3. Ведение адаптационных листов
4. Составление гибкого графика
5. Создание установки у ребёнка на предстоящие режимные моменты
6. Индивидуальные занятия с детьми с тяжёлой адаптацией
III этап
1. Использование игровых методов во взаимодействии с ребёнком
2. Создание необходимой предметно-развивающей среды в группе
3. Организация сна с мягкой игрушкой
4. Рассказывание сказок, пение колыбельных, чтение художественной литературы
5. Использование музыкального оформления в режимных моментах
6. Проведение театрализованных игр
IV этап
1. Обобщение опыта работы
2. Представление содержания работы, обоснование выводов
3. Участие в организации родительского собрания – дискуссии по проблеме
Ожидаемый результат:
1. Обеспечение лёгкой степени адаптации детей к условиям УДО.
2. Раннее выявление отклонений в познавательном развитии детей.
3. Уравновешенное, бодрое, весёлое настроение воспитанников в течение дня.
4. Позитивное развитие отношений в детском коллективе, умение общаться со сверстниками.
5. Адекватное отношение к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе.
6. Создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.
7. Овладение родителей знаниями особенностей адаптационного периода и способами общения с детьми в соответствии с возрастом.
8. Укрепление связи детей, родителей и педагогов.
9. Обеспечение преемственности в сотрудничестве с родителями.