Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Игра-тренинг Развивая мелкую моторику рук мы развиваем речь у детей с ОПФР

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

 (В.А. Сухомлинский)

Цель: - познакомить родителей с приёмами и материалами, направленными на развитие мелкой моторики, приёмов   с целью профилактики возникновения и коррекции  речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОПФР;

Задачи:

-повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных  приёмов  с целью профилактики возникновения и коррекции  речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОПФР;

-формирование знаний по применении пальчиковой  гимнастики на практике;

-совершенствование  практических навыков профессиональной деятельности.

План проведения:

  1. Актуальность
  2. "Влияние мелкой моторики на развитие речи"
  3. Презентация «Игры и упражнения по мелкой моторике, как средство развития речи детей с ОПФР»
  4. Изготовления вспомогательных пособий для развития мелкой моторики (совместная работа).
  5. Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики   у  дошкольников».
  6. Выставка методической литературы   и   пособий (игры и упражнения) по теме (альбомы, картотеки, картинный материал, игры).
  1. Актуальность

 Хорошая речь – яркий показатель  всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе

 Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых  носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

 И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и  влияют в дальнейшем на обучение  в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

  И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.  В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить ее к работе. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев.

2. "Влияние мелкой моторики на развитие речи"

 Сегодня мы поговорим с вами о мелкой моторике и о ее влиянии на развитии речи детей, познакомимся с нетрадиционными играми и материалами по развитию мелкой моторики. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности а также речи.

 Нарушение речевого и двигательного развития -  наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. 

 Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития  мелкой моторики: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.

 Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Мелкая  моторика  –   это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость. 

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

 Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. 

 Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.  Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание. 

  Пальчики у большинства детей непослушные или слишком напряжённые, малоподвижные, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Многие держат ложку в кулаке, с трудом берут правильно кисточку и карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.

 В кабинете учителя-дефектолога создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики.

 Так же   есть определённое место, где представлены различные игры и материалы для развития мелкой моторики. Работа здесь осуществляется индивидуально или с небольшой подгруппой детей в первой либо во второй половине дня.  

Цель: развитие речи детей с ОПФР посредством развития мелкой моторики, используя  игры и игрушки для  массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковую гимнастику.

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОПФР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
  • Развивать тактильную чувствительность рук.
  • Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
  • Тренировать тонкие движения пальцев рук.
  • Развивать память, внимание, терпение и связную речь.
  • Развивать навыки ручной умелости. 

Методы и приёмы:

  • Доминирующий метод – игровой
  • Словесный (объяснение и рассказ)
  • Наглядный (показ, демонстрация)
  • Практический (совместный показ, рассказ учителя-дефектолога, игра) 

Работа с детьми ведётся в следующих направлениях:

•  пальчиковая гимнастика;

•  пальчиковые игры (с речевым сопровождением);

•  массаж пальчиков;

•  игры с предметами (игры с крупой и т.д.), шнуровка;

•  пальчиковый театр;

•  работа с клеткой;

•  раскраски.        

 Для наибольшего удобства   игры и игровые  упражнения, используемые в работе с детьми,  «разбиты» на комплексы:

  1. Комплекс «Пальчиковые игры»;
  2. Комплекс «Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики»;
  3. Комплекс «Развитие графической  моторики»;
  4. Комплекс «Нестандартное оборудование». 

I. Комплекс «Пальчиковые игры»

 Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной. 

  1. Пальчиковая гимнастика

 Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

2. Пальчиковый массаж и самомассаж

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

 Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней. 

"Семья"

 Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать  их начиная с большого пальца:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья.

3. Игры-шнуровки:

  • Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. 
  • Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа».
  • Способствуют развитию речи.
  • Развивают усидчивость, внимание, терпение.
  • Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений. 

4. Пазлы и мозаика

Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей.

 Мозаика – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

5. Работа с ножницами

 В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. 

II. Комплекс «Использование элементов изодеятельности»

1. Пластилинография

Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, Пластилинография, способствует развитию мелкой моторики и в свою очередь,   развитию речи… 

2. Рисование

Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…

 А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие… 

III. Комплекс «Развитие графической моторики».

 Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непосредственно образовательная деятельность проводится в тетрадях с крупной клеткой.  Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких точных движений, а так же создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микро пространстве. 

IV. Комплекс «Нестандартное оборудование».

1. Рисование на манной крупе

 Взаимодействие с манной крупой стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. А рисование на манной крупе — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. 

2. Проведение игр и упражнений в "Сухих пальчиковых бассейнах"

 У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн».

 Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом или фасолью. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

 Пальчиковая гимнастика и массаж в «сухом бассейне» способствуют:

•  нормализации мышечного тонуса;

•  стимуляции тактильных ощущений;

•  увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

•  формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

 Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

  • "Горох"

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук:

В миску сыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

  • «Кто больше?»

Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

• "Напрягаем пальцы "

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

  • «Найди спрятанный предмет»

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

  • «Насыпаем в чашечку» С помощью ложечки перекладывать горох в чашечку.

 3. Игры с прищепками

 Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике. 

4. Бумажные комочки

 Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами…Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу.  Так же можно мять, разглаживать комочки бумаги с рисунком и называть, что там изображено.  


5.  Мешочки с крупой

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук:

 • развивают мелкую моторику;

 • развивают внимание;

 • развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)              

 Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует развитию речи, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. 

4.Изготовления вспомогательных пособий для развития мелкой моторики (совместная работа).

Материал к практическому  заданию (цв. картон и бумага, ручки и фломастеры, ножницы, степлер, клей, белые листы, цв. шнурки )

5. Памятка для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

6. Изучение материала на выставке методической литературы и пособий для развития мелкой моторики.

учителя-дефектологи:

Мостыка Юлия Георгиевна,