Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

27.01.2021

Консультация для педагогов "Значение и особенности развития сюжетно-ролевой игры в социализации для детей дошкольного возраста с ОПФР"

В группах интегрированного обучения и воспитания социализация детей с особенностями психофизического развития в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.

     Что такое социализация? (адаптация ребенка к обществу путем усвоения социального опыта, норм поведения, общения). Под социализацией принято понимать процесс и результат развития индивида. Этот процесс начинается и происходит в   учреждении дошкольного образования в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как часть того общества, к которому он принадлежит.

     Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя:

1. Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

2. Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.

     Сюжетно-ролевая игра в знакомит детей с социальной действительностью:

  • развивает игровую деятельность детей;
  • приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирует семейную, гражданскую принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

   Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

   В дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).

    Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов: (Д.Б.Эльконина, Д.В.Менджерицкой, А.В.Черкова, П.Г.Саморуковой, Н.В.Королевой Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.П.Усова и др) показали, что творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.

Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.

  • Игра - это отражение ребенком окружающей реальности;
  • Игра – это импровизация;    
  • Игра – это самостоятельная деятельность ребенка;
  • Игра - это школа воспитания чувств дошкольников;
  • Игра – это средство интеллектуального развития ребенка;
  • Игра – действенное средство коррекции нарушений;
  • Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей;
  • Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни;
  • Игра – это работа ребенка над самим собой.

   У дошкольников этот мир представляет предметно-развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

   Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.

    Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

При построении предметно-пространственной среды мы руководствуемся принципами В.А.Петровского:

  • Открытости;
  • Гибкого зонирования;
  • Стабильности - динамичности;
  • Полифункциональности;
  • Гендерный подход,

что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

 Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.

       Трудности, с которыми сталкиваются воспитатели:

  • несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;
  • нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;
  • занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка;

 

   Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути последующей личностной самостоятельности человека. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное – эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Целесообразно организованная педагогами предметно-пространственная развивающая среда детского сада полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, готовит его к новому социальному качеству.

Учитель-дефектолог Земляк Т. Н.