Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

02.04.2020

Апрель - месяц информирования об аутизме

Эта инициатива была введена с целью подчеркнуть необходимость помощи и повышения качества жизни людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Весь апрель традиционно считается месяцем информирования об аутизме.

 Благодаря многочисленным акциям люди во всем мире могут обратить внимание на это нарушение развития и узнать о нем больше. Ежегодно количество благотворительных и коммерческих организаций, которые поддерживают акцию, увеличивается в несколько раз, что показывает высокую востребованность кампаний и, самое главное, их эффективность.

Проблема аутизма в обществе

 В современном обществе аутизм называют чуть ли не эпидемией 21 века. Более 1% детей в мире имеет это расстройство, причины возникновения которого до конца не изучены. К сожалению, недостаточная осведомленность людей об аутизме в нашей стране привела к тому, что общество напугано словом «аутист», не знает, как общаться с такой категорией людей, неправильно ведет по отношению к ним, создавая дополнительные проблемы и для людей с аутизмом, и для их родных. Слово «аутист» получило практически ругательный оттенок, поэтому его перестали использовать и заменили на понятие «человек с аутизмом» (специалисты же в настоящее время используют терминологию «расстройство аутичного спектра» или же РАС). Но такой взгляд на проблему безоснователен, так как в обществе «обычные» люди, в сравнении с людьми у которых аутизм, ведут себя агрессивно гораздо чаще, потому что подвержены социальным порокам.

 В Беларуси аутизм - считается психиатрическим диагнозом. Многие родители, услышав такое заключение, впадают в отчаяние, стесняются, скрывают или до последнего отрицают, упуская драгоценное время для реабилитации ребенка и коррекции. За рубежом к аутизму относятся не как к болезни, а как к особому состоянию, вызванному атипичным строением и развитием мозга. Людей с аутизмом не воспринимают, как больных и опасных для общества, а наоборот, за границей это люди, с которыми при желании вполне можно найти общий язык. Родители не прячут своих детей, не отгораживают от мира, а живут полноценной жизнью, наслаждаются родительством. Окружающие, как дети, так и взрослые, дружелюбны по отношению к детям с аутизмом, общаются с ними на равных, помогают в случае необходимости. Дети с аутизмом обучаются вместе с обычными детьми в обычных классах общеобразовательной школы, и никто этому не возражает.

Что такое «аутизм»

 «Аутичность – обозначает крайние формы нарушения контактов. Уход от реальности в мир собственных переживаний» - такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин впервые введен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером. Обозначает комплекс психических и поведенческих расстройств.

Основные симптомы аутизма у детей.

  • уход от контакта с окружающими
  • стремление к одиночеству
  • задержка речевого развития
  • неадекватная реакция на сенсорные раздражители, воздействующие на органы чувств

 В поведении ребенка отмечается жесткая стереотипичность, которая проявляется в многократных повторениях простых движений (подпрыгивание или потряхивание руками) до сложнейших манипуляций и нередко агрессий, самоповрежднением, криками, негативизмом. Эти особенности уже заметны на первом году жизни ребенка, а к трем годам они уже более ярко выражены.

Как помочь ребенку с аутизмом

 Для успешной социализации ребенка с расстройством аутистического спектора в обществе, усвоения им образовательных программ, очень важна ранняя диагностика и правильная постановка диагноза.

    К сожалению, медикаментозного лечения аутизма не существует. Но медикаментозная терапия может быть эффективна для решения сопутствующих проблем - агрессивности, тиков, тревожности, навязчивости, перепадов настроения, гиперактивности и т.д. Самое главное и почти единственное лечение для аутичных деток – общение и обучение, т.е. реабилитация и интеграция в общество.

 Многие мамы и папы, услышав диагноз, ощущают себя бессильными и безоружными, потому что не знают, как помочь своему ребенку. В первую очередь они должны понять, как сложно жить их малышу в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ребенком, замечая и озвучивая вслух каждое слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир ребенка, подтолкнет его к необходимости выражать словами свои эмоции, чувства и мысли. Так же родители должны понять, что ребенок с аутизмом очень чувствителен и раним. Любое мимолетное слово может стать причиной «эмоциональной бури». Поэтому родители и все окружающие люди должны быть очень осторожны и деликатны в общении с малышом. Очень часто аутичный ребенок даже не реагирует на людей, которые его окружают, не допускает в свой внутренний мир никого. И только по случайной фразе, резкому движению или звуку можно догадаться о его желаниях, страхах, переживаниях. Чтобы лучше понять ребенка, помочь его адаптации к детскому коллективу необходимо тесное взаимодействие педагогов детского сада и родителей, которые как никто другой знают и чувствуют своего малыша. Только благодаря совместным усилиям педагогов и родителей можно обучить ребенка с аутизмом эффективным способам общения со сверстниками, а значит и адаптировать его к условиям окружающего мира.

Как взрослому общаться с ребенком с расстройствами аутистического спектра

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть
  • Исходите из интересов ребенка
  • Строго придерживайтесь определенного режима и ритма жизни ребенка
  • Соблюдайте ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка)
  • Научитесь улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, которые свидетельствуют о его дискомфорте.
  • Как можно чаще разговаривайте с ребенком
  • Обеспечьте максимально комфортную обстановку для общения и обучения. Терпеливо объясняйте ребенку смысл его деятельности, используя наглядную инструкцию (схемы, карты и др.). Избегайте переутомления ребенка
  • Соблюдайте единство требований по отношению к ребенку
  • Поощряйте ребенка за хорошее поведение

Подготовила учитель-дефектолог Мостыка Ю.Г. по материалам интернет-сайтов:

http://minzdrav.gov.by/

http://www.asabliva.by/

https://question.autism.help./

http://www.autismschool.by/