Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

16.04.2019

Консультация "Основы нейропсихологии детского возраста"

Учитель-дефектолог высшей категории Земляк Татьяна Николаевна познакомила воспитателей с нейропсихологической синдромологией в детском возрасте, проблемой становления подкорково-корковых, функциональных отношений. А так же рассмотрели формирование подкорково-корковой церебральной организации психических функций: движения, речи, памяти, восприятия, становление межполушарных функциональных отношений.

  Нейропсихология – это научное направление, которое создалось на грани нейронауки и психологии, занимающееся изучением функционирования структур головного мозга и их связи с психическими процессами и формой поведения живых существ. 

  

Детская нейропсихология

 Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.

 По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.

 Современная детская нейропсихология предлагает комплекс средств, направленных на ранее определение причин аномального развития и своевременного принятия мер профилактики.

 Детская нейропсихология занимается нарушением патологий психических и когнитивных процессов (речи, мышления, внимания). Часто эти нарушения провоцируют расстройства эмоциональной сферы личности ребенка. Особенно четко могут изъявляться нарушения главного мозга в сенсорной и двигательной сфере. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о большом влиянии подкорковых структур на формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы личности.

 Подкорковые образования выделяются в первый функциональный блок главного мозга, который обеспечивает энергетический тонус психической деятельности человека. Дети, имеющие функциональную недостаточность подкорковых образований, отличаются от других детей быстрой утомляемостью, истощаемостью психических процессов, в частности когнитивных, расстройством памяти и внимания, нарушением мышечного тонуса и другими признакам.

 С жалобами о подобных признаках (быстрая утомляемость, низкая работоспособность ребенка) родители обращаются в первую очередь к медикам и педиатрам, которые позже могут перенаправить ребенка к другим специалистам – невропатологу или психоневрологу.

Нейропсихологическая психокоррекция таких состояний является значительным дополнением психофармакологической терапии, работы логопедов, детских психотерапевтов и коррекционных педагогов.

 К нейропсихологу и иным специалистам, занимающихся изучением детских патологий, обращаются родители детей, у которых есть проблемы поведения и трудности в процессе обучения.

 Современная детская нейропсихология в данное время по большей части занимается проблемой детских тиков, заикания и эмоционально-неустойчивого поведения. Кроме проблем с нарушением познавательных и когнитивных процессов, родители обеспокоены повышенной тревожностью и страхами детей.

 Специалист по направлению детской нейропсихологии разрабатывает индивидуальные программы и психокоррекционные занятия для консультирования проблемных детей, при задержке развития психических функций, консультирует родителей относительно того, когда отдавать ребёнка в школу, диагностирует его уровень развития.

 Выделяют причины, побуждающие обратиться к детскому нейропсихологу за помощью:

— выраженные расстройства двигательной функции (повышение или снижение тонуса мышц, недоразвитие моторики, моторная неловкость);

— трудности в обучении (письме, чтении и счёте);

— гиперактивность или вялость ребёнка, недоразвитие когнитивных и психических процессов.

 Существуют специальные центры детской нейропсихологии, которые являются главной диагностической базой предназначенной для исследования детей с проблемами психического развития. Психологи, работающие в центрах такого типа, проводят процедуры диагностики, методы нейропсихологии, которые они используют, немного отличаются от методов, применяемых к исследованию взрослых пациентов.

 Процедура психодиагностики является важнейшим и самым первым этапом в работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Это очень важно, поскольку первоначально необходимо выявить особенности психической сферы ребёнка, и только после этого разрабатывать психокоррекционные мероприятия для него.

 Методы нейропсихологической психодиагностики включают изучение состояния мнестических функций, мышления, активного внимания, особенностей эмоционально-волевой сферы и других особенностей. Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.

 Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.

В процессе нейропсихологического воздействия происходит коррекция психофизиологической стороны психической деятельности и развития личности ребенка. Родителями достигается понимание связи между функциональным состоянием ребенка и его поведением. Благодаря чему происходит также коррекция взаимоотношений между родителями и ребенком.