Дошкольное образование – один из уровней основного образования в Республики Беларусь. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, всем детям гарантируется право на образование, а также возможность реализовать это право во всех государственных учреждениях образования независимо от пола, национальности, социального и материального положения, состояния здоровья, места проживания и других факторов.
Актуальность развития инклюзивного образования обусловлена, в первую очередь, присоединением Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой в ООН в 2006 году, в которой провозглашена обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.
Инклюзивное образование – мировая тенденция развития общего образования, предполагающая включение всех детей, независимо от существующих между ними различий (в том числе детей с особенностями психофизического развития), в единый образовательный процесс.
Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Она предусматривает гибкую трансформацию образовательной системы в соответствии с индивидуальными потребностями, познавательными возможностями и способностями каждого ребенка.
Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.
1. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:
социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
психологического характера:
- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;
медицинского характера:
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
Детство – важнейший период
человеческой жизни:
не подготовка к будущей жизни,
а самая настоящая, яркая.
самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.
ПОСМОТРИТЕ МУЛЬТФИЛЬМ "ПРО ДИМУ" ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ!
(перейдите по ссылке "ПРО ДИМУ")
Вместе мы сможем сделать мир добрее и толерантнее!