В группах интегрированного обучения и воспитания социализация детей с особенностями психофизического развития в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.
Что такое социализация? (адаптация ребенка к обществу путем усвоения социального опыта, норм поведения, общения). Под социализацией принято понимать процесс и результат развития индивида. Этот процесс начинается и происходит в учреждении дошкольного образования в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как часть того общества, к которому он принадлежит.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя:
1. Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
2. Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.
Сюжетно-ролевая игра в знакомит детей с социальной действительностью:
- развивает игровую деятельность детей;
- приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирует семейную, гражданскую принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
В дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов: (Д.Б.Эльконина, Д.В.Менджерицкой, А.В.Черкова, П.Г.Саморуковой, Н.В.Королевой Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.П.Усова и др) показали, что творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.
Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.
- Игра - это отражение ребенком окружающей реальности;
- Игра – это импровизация;
- Игра – это самостоятельная деятельность ребенка;
- Игра - это школа воспитания чувств дошкольников;
- Игра – это средство интеллектуального развития ребенка;
- Игра – действенное средство коррекции нарушений;
- Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей;
- Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни;
- Игра – это работа ребенка над самим собой.
У дошкольников этот мир представляет предметно-развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
При построении предметно-пространственной среды мы руководствуемся принципами В.А.Петровского:
- Открытости;
- Гибкого зонирования;
- Стабильности - динамичности;
- Полифункциональности;
- Гендерный подход,
что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.
Трудности, с которыми сталкиваются воспитатели:
- несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;
- нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;
- занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка;
Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути последующей личностной самостоятельности человека. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное – эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Целесообразно организованная педагогами предметно-пространственная развивающая среда детского сада полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, готовит его к новому социальному качеству.
Учитель-дефектолог Земляк Т. Н.