Благодаря многочисленным акциям люди во всем мире могут обратить внимание на это нарушение развития и узнать о нем больше. Ежегодно количество благотворительных и коммерческих организаций, которые поддерживают акцию, увеличивается в несколько раз, что показывает высокую востребованность кампаний и, самое главное, их эффективность.
Проблема аутизма в обществе
В современном обществе аутизм называют чуть ли не эпидемией 21 века. Более 1% детей в мире имеет это расстройство, причины возникновения которого до конца не изучены. К сожалению, недостаточная осведомленность людей об аутизме в нашей стране привела к тому, что общество напугано словом «аутист», не знает, как общаться с такой категорией людей, неправильно ведет по отношению к ним, создавая дополнительные проблемы и для людей с аутизмом, и для их родных. Слово «аутист» получило практически ругательный оттенок, поэтому его перестали использовать и заменили на понятие «человек с аутизмом» (специалисты же в настоящее время используют терминологию «расстройство аутичного спектра» или же РАС). Но такой взгляд на проблему безоснователен, так как в обществе «обычные» люди, в сравнении с людьми у которых аутизм, ведут себя агрессивно гораздо чаще, потому что подвержены социальным порокам.
В Беларуси аутизм - считается психиатрическим диагнозом. Многие родители, услышав такое заключение, впадают в отчаяние, стесняются, скрывают или до последнего отрицают, упуская драгоценное время для реабилитации ребенка и коррекции. За рубежом к аутизму относятся не как к болезни, а как к особому состоянию, вызванному атипичным строением и развитием мозга. Людей с аутизмом не воспринимают, как больных и опасных для общества, а наоборот, за границей это люди, с которыми при желании вполне можно найти общий язык. Родители не прячут своих детей, не отгораживают от мира, а живут полноценной жизнью, наслаждаются родительством. Окружающие, как дети, так и взрослые, дружелюбны по отношению к детям с аутизмом, общаются с ними на равных, помогают в случае необходимости. Дети с аутизмом обучаются вместе с обычными детьми в обычных классах общеобразовательной школы, и никто этому не возражает.
Что такое «аутизм»
«Аутичность – обозначает крайние формы нарушения контактов. Уход от реальности в мир собственных переживаний» - такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин впервые введен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером. Обозначает комплекс психических и поведенческих расстройств.
Основные симптомы аутизма у детей.
- уход от контакта с окружающими
- стремление к одиночеству
- задержка речевого развития
- неадекватная реакция на сенсорные раздражители, воздействующие на органы чувств
В поведении ребенка отмечается жесткая стереотипичность, которая проявляется в многократных повторениях простых движений (подпрыгивание или потряхивание руками) до сложнейших манипуляций и нередко агрессий, самоповрежднением, криками, негативизмом. Эти особенности уже заметны на первом году жизни ребенка, а к трем годам они уже более ярко выражены.
Как помочь ребенку с аутизмом
Для успешной социализации ребенка с расстройством аутистического спектора в обществе, усвоения им образовательных программ, очень важна ранняя диагностика и правильная постановка диагноза.
К сожалению, медикаментозного лечения аутизма не существует. Но медикаментозная терапия может быть эффективна для решения сопутствующих проблем - агрессивности, тиков, тревожности, навязчивости, перепадов настроения, гиперактивности и т.д. Самое главное и почти единственное лечение для аутичных деток – общение и обучение, т.е. реабилитация и интеграция в общество.
Многие мамы и папы, услышав диагноз, ощущают себя бессильными и безоружными, потому что не знают, как помочь своему ребенку. В первую очередь они должны понять, как сложно жить их малышу в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ребенком, замечая и озвучивая вслух каждое слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир ребенка, подтолкнет его к необходимости выражать словами свои эмоции, чувства и мысли. Так же родители должны понять, что ребенок с аутизмом очень чувствителен и раним. Любое мимолетное слово может стать причиной «эмоциональной бури». Поэтому родители и все окружающие люди должны быть очень осторожны и деликатны в общении с малышом. Очень часто аутичный ребенок даже не реагирует на людей, которые его окружают, не допускает в свой внутренний мир никого. И только по случайной фразе, резкому движению или звуку можно догадаться о его желаниях, страхах, переживаниях. Чтобы лучше понять ребенка, помочь его адаптации к детскому коллективу необходимо тесное взаимодействие педагогов детского сада и родителей, которые как никто другой знают и чувствуют своего малыша. Только благодаря совместным усилиям педагогов и родителей можно обучить ребенка с аутизмом эффективным способам общения со сверстниками, а значит и адаптировать его к условиям окружающего мира.
Как взрослому общаться с ребенком с расстройствами аутистического спектра
- Принимайте ребенка таким, какой он есть
- Исходите из интересов ребенка
- Строго придерживайтесь определенного режима и ритма жизни ребенка
- Соблюдайте ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка)
- Научитесь улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, которые свидетельствуют о его дискомфорте.
- Как можно чаще разговаривайте с ребенком
- Обеспечьте максимально комфортную обстановку для общения и обучения. Терпеливо объясняйте ребенку смысл его деятельности, используя наглядную инструкцию (схемы, карты и др.). Избегайте переутомления ребенка
- Соблюдайте единство требований по отношению к ребенку
- Поощряйте ребенка за хорошее поведение
Подготовила учитель-дефектолог Мостыка Ю.Г. по материалам интернет-сайтов:
http://minzdrav.gov.by/
http://www.asabliva.by/
https://question.autism.help./
http://www.autismschool.by/