Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

07.02.2020

Консультация "Социализация дошкольника через игру".

  Игра ребенка не есть простое                                    

                                воспоминание о пережитом, но

                                                 творческая переработка пережитых

                                                 впечатлений, комбинирование их и

                                                 построение из них новой

                                                действительности, отвечающей запросам

                                                 и влечениям самого ребенка.
                                                                               

 Лев Семенович Выготский

 

  

 

   Самый близкий, доступный, интересный для детей дошкольного возраста вид деятельности – игра. В процессе игры ребенок развивается, совершенствуется духовно и физически. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

  В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

   Особо значимы и важны для детей творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания и социализации детей дошкольного возраста.

  

   Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.

Игра – это отражение ребенком окружающей реальности, и, хотя оно основывается на воображении ребенка, в этой условной обстановке реальны действия играющих, реальны и искренние детские эмоции. В игре ребенок комбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт.

Игра – это импровизация, ребенок не готовит длительно свою роль, не продумывает ее, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо.

Игра – это самостоятельная деятельность ребенка, в ней ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, партнерами по игре, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи.

Игра – это школа воспитания чувств дошкольников, их нравственных качеств. Именно сформированные в игре моральные качества влияют на поведение ребенка в жизни, и наоборот, навыки, приобретенные в результате ежедневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игровых ситуациях.

Игра – это средство интеллектуального развития ребенка. Представления, умения, навыки, полученные ребенком в различных жизненных ситуациях, в процессе обучения, в семье, находят непосредственное отражение и практическое применение в детских играх.

 Игра – это действенное средство коррекции нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы, речи, общей и мелкой моторики.

 Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей. Они проявляются в поиске средств для воплощения игрового замысла, в подборе атрибутов и предметов-заменителей для игры, развития игрового сюжета, интерпретации (понимания) ребенком роли в сюжетно-ролевой игре.

Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни. Большинство детских сюжетно-ролевых игр отражает труд взрослых: малыши подражают воспитателю, врачу, продавцу, шоферу, летчику, отображают бытовые действия членов семьи и их отношения. В игре закрепляется интерес детей к профессиям.

  

ФЕНОМЕН СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

  

 В последнее время в педагогической и психологической литературе поднимается вопрос о том, что дети дошкольного возраста все чаще отдают предпочтение не сюжетно-ролевой игре, а другим видам детской деятельности (просмотру видеофильмов, телепередач, рисованию, конструированию и т.д.), что игра уходит из жизни ребенка, не развивается, становится более примитивной по тематике и содержанию. (Если говорить о современных детях, можно сказать, что дети либо совсем не играют, либо играют слишком мало).

 В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, а передается ему от сверстников или старших детей (братьев, сестер), уже овладевших игровыми навыками, или от взрослых (воспитателей, родителей). Естественным образом это происходит, если ребенок находится в разновозрастном коллективе или семье, в которой воспитывается несколько детей. Но, посещая дошкольное учреждение, ребенок в основном находится в коллективе своих сверстников, поэтому более актуальным становится другой путь обучения игровым навыкам – через игру, специально организованную (но не навязанную) воспитателем, при условии, что он – активный участник этой игры, направляет на осуществление и пояснение производимых игровых действий, формирует у дошкольника игровые умения, создает условия для самостоятельной детской ролевой игры. И, конечно, в игре недопустимо принуждение со стороны взрослого, навязывание темы, игровых ролей, формы игры, партнеров для играющих детей. Ребенок сам выбирает свою игру.

 В целом в педагогическом процессе по отношению к сюжетно-ролевой игре необходимо различать две составляющие:

1)   совместная игра воспитателя с детьми, в ходе которой формируются новые игровые умения;

2)   самостоятельная детская игра, в которой воспитатель обеспечивает условия для активизации имеющегося у детей арсенала игровых умений.

  Эти составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе, но их удельный вес изменяется в зависимости от возраста детей и степени овладения игровыми навыками.

 Оценивая уровень развития игровой деятельности дошкольников, прежде всего отмечают умение ребенка включать в игру:

- условные действия с предметом;

- ролевые диалоги;

- комбинации разнообразных игровых событий.

  

   Диапазон игровых умений детей разного возраста существенно отличается.

 В 1,5 – 3 года (ранний дошкольный возраст) ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их простейшую смысловую цепочку, вступает в кратковременное взаимодействие со сверстником.

  В 3 – 5 лет ребенок может выбирать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступает в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником.

 В 5 – 7 лет ребенок может развертывать в игре разнообразные последовательные события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам двух-трех партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

  Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра – наиболее непринужденная деятельность ребенка – дошкольника. Естественный характер игры выражается в том, что ребенок сам выбирает сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, «правильного» использования. Творческая свобода игры выражается в том, что ребенок включается в нее со всей своей эмоциональностью, испытывая в процессе ее максимальное удовольствие. Но здесь нельзя не сказать о парадоксе детской игры. Он заключается в том, что именно в этой максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Сущность детской игры как раз и заключается в этом противоречии.

 Чтобы методически грамотно организовать сюжетно-ролевую игру дошкольников, каждому воспитателю необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь четкие представления о развивающем и корригирующем значении игры, о ее своеобразии на каждом возрастном этапе.

  В структуре игры как деятельности можно выделить следующие структурные компоненты:

üмотив

üтема

üсюжет

üигровое действие

üигровая роль

üвоображаемая ситуация

üигровой материал.

  Мотив. В процессе сюжетно-ролевой игры он меняется. Первоначально в этом качестве выступает игровое действие, возникшее по мере овладения ребенком предметным миром. В дальнейшем мотивом игры становится возможность взаимодействия с другими участниками игры.

   Тема. Представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре («Семья», «Больница», «Магазин» и т.д.). тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих.

 Сюжет. Его определяют события, которые в определенной последовательности изображаются в игре. В рамках одной темы могут самостоятельно реализовываться разнообразные сюжеты (например, тема «Семья» - сюжеты: «Семья обедает», «Утро в семье», «Праздник в семье» и т.д.).. обязательное условие развития сюжета – наличие у ребенка соответствующих представлений, интерес к теме игры и близость темы личному опыту дошкольника.

  Игровое действие. Это основная единица игровой деятельности. Передается в обобщенной и сокращенной форме. Для ребенка это настоящее действие, с реальными игровыми операциями, с использованием игрушек или предметов-заменителей. Изменение характера действий в игре определяет развитие игры в целом. Путь развития игры – «от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к ролевому действию» (Д.Б.Эльконин):

Есть ложкой       Кормить с ложки       Кормить с ложки куклу     Кормить с ложки куклу, как мама.

  

 Екатерина Васильевна Зворыгина выделила этапы в овладении детьми игровыми действиями:

1-ый этап: овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками.

2-ой этап: переход к игровым действиям с предметами-заменителями и воображаемыми предметами.

3-ий этап: обобщение, свертывание и превращение развернутых действий в указательный жест в сторону игрушки.

4-ый этап: обозначение знакомых действий словом без непосредственного их выполнения.

 Игровая роль. Выбор роли – начальный ключевой момент игры. Это отождествление себя с каким-либо персонажем, воспроизведение его действий и отношений с другими действующими лицами. Именно роль становится для дошкольника мотивом, хотя по ходу развития игры осознание ребенком исполняемой роли и смысл игры меняются. Обязательное условие исполнения роли какого-либо человека – выделение характерных признаков деятельности и вычленение его отношений с другими людьми. В развитых формах игры выбор роли связан с ее называнием, обозначением словом. Детям раннего возраста трудно выбрать роль без ее предметно-атрибутивного обозначения (белый халат – врач, бинокль – капитан, руль – шофер).

  Воображаемая ситуация. Появляется из несовпадения операции с игровым действием в процессе игры как ее результат. Это определенная условность, которая принимается всеми участниками игры при воссоздании реальной действительности через воплощение выбранной ребенком роли.

   Игровой материал. К нему можно отнести игрушки, предметы реального мира, предметы-заменители, которые дети используют в процессе сюжетно-ролевой игры.

   Знакомство ребенка с новой для него игрой предполагает проведение педагогом большой подготовительной работы. Например, подготовка к сюжетно-ролевой игре «Библиотека» может быть проведена следующим образом:

  1. Подготовка детей к экскурсии.
  2. Экскурсия.
  3. Анализ экскурсии.
  4. Беседа по картине, серии сюжетных картинок.
  5. Отображение полученных представлений в рисунках.
  6. Подвижная или дидактическая игра.
  7. Изготовление игровой атрибутики.

   Интересная и эмоционально проведенная подготовительная работа вызывает у ребенка потребность отразить полученные представления и впечатления в сюжетно-ролевой игре со сверстниками.

 

РАЗВИТИЕ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

  В развитии игры ребенка дошкольного возраста прослеживается четкая периодизация, этапность.

 

ЭТАП

ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ

1. Ознакомительная игра.

Действия-манипуляции в ходе обследования предмета постепенно перерастают в ориентировочные действия-операции.

2. Отобразительная игра (предметно-отобразительная).

Отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета.

3. Сюжетно-отобразительная игра.

Предметно-опосредованные действия ребенка в условной форме имитируют использование предмета по назначению.

4. Сюжетно-ролевая игра.

Ребенок реализует выбранную роль через игровые действия в процессе установления отношений с другими персонажами.

 Сюжетно-ролевая игра возникает у нормально развивающегося ребенка к третьему году жизни в результате освоения им предметных действий (предметных игр) с двумя видами предметов: игрушками и предметами-орудиями (ложка, чашка).

   Игра детей 2 – 3 лет.

  1. Игра возникает стихийно, под воздействием увиденной игрушки или по подражанию.
  2. Цель появляется не в начале игры, а при выполнении игровых действий, сначала в строительных играх, затем в играх с игрушками.
  3. К трехлетнему возрасту дети начинают готовить условия для игры, обозначать ее замысел.
  4. Содержание игры составляют действия с предметами, дети начинают отображать простейшие взаимоотношения между персонажами.
  5. Сюжеты в основном бытовые, однообразные, неустойчивые. К концу 3-го года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, могут включать эпизоды сказок.
  6. Дети делают первые попытки обозначить роли словом, разговаривают с игрушками как с партнерами по игре. Постепенно роль партнеров переносят на сверстников, которые понимают воображаемые ситуации и значение предметов-заменителей.
  7. Дети переходят к играм вдвоем, а затем в микрогруппах.
  8. Заменяют хорошо освоенные игровые действия словом.
  9. Переходят к обобщенным действиям, понимают условность игры.
  10. В совместных играх выполняют сначала одинаковые действия, а затем различные.
  11. Правила игры значения для ребенка не имеют.

Игра детей 3 – 4 лет:

  1. Дети способны ставить игровые задачи, но не всегда могут понятно объяснить их партнерам.
  2. Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую.
  3. В игре дети отражают взаимоотношения людей.
  4. Преобладают бытовые сюжеты игр, но они становятся более разнообразными, динамичными.
  5. Дети часто прибегают к использованию сказочных эпизодов.
  6. Ребенок выбирает роль, но не всегда называет себя в соответствии с ней.
  7. Ребенок воспроизводит ролевые действия, эмоционально передает ролевое поведение.
  8. Игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно преобразуясь в ролевой диалог.
  9. Дети стремятся играть со сверстниками, активно включаются в игры, инициируемые другими ребятами; игровые объединения детей из кратковременных превращаются в стойкие, длительные.
  10. Появляются первые коллективные игры.
  11. Дети используют разнообразные предметные способы воспроизведения действительности: действия с сюжетно-образными игрушками, предметами-заменителями, обозначение и замена предметов и действий словом.
  12. Дети проявляют избирательность по отношению к предметам-заменителям, предлагают свои варианты.
  13. В соответствии с правилами определяют последовательность выполнения игровых действий.

Игра детей 4 – 5 лет:

  1. Дети способны самостоятельно организовать игру со сверстниками: распределить роли, реализовать игровой замысел.
  2. Воплощение игрового замысла происходит путем решения нескольких игровых задач.
  3. Содержанием игры становится отражение спектра разнообразных отношений между людьми, действия с орудиями и предметами отодвигаются на второй план.
  4. Сюжеты игр развернутые и разнообразные, появляются совместные сюжеты.
  5. В игре дети часто комбинируют сюжеты из сказок с ситуациями из реальной жизни.
  6. В процессе игры закрепляются формы общения через роли, обозначение их словом, ролевое взаимодействие; ролевой диалог становится более длительным и содержательным.
  7. Характерные особенности персонажей передаются с помощью средств выразительности: движений, мимики, жеста, интонации.
  8. Ролевое взаимодействие продолжается длительное время и регулируется правилами в соответствии с выбранной ролью; выполнение правил контролируется партнерами по игре.
  9. Совершенствуются способы взаимодействия с предметами, предметами-заменителями и воображаемыми предметами.

Игра детей 5 – 7 лет:

  1. Игровой замысел устойчивый, развивающийся, динамичный.
  2. Дети совместно обсуждают замысел игры, прислушиваясь к мнению партнеров, достигая при обсуждении согласия.
  3. Проявляется высокий уровень игрового творчества, возникает длительная перспектива игры.
  4. Дети перед игрой намечают совместный план, в который по ходу вносят коррективы и дополнения в виде новых идей и образов, импровизируют.
  5. Моделируют разнообразные взаимоотношения между людьми.
  6. Совместно строят и творчески развивают сюжеты игр, привносят в них знания, почерпнутые из разнообразных источников: наблюдений, книг, кинофильмов.
  7. Ролевое взаимодействие содержательно, используются разнообразные средства выразительности.
  8. Речь занимает значительное место в реализации роли, роль обозначается словом; с помощью речи дети раскрывают сущность ролевых отношений, часто словом заменяют игровые действия.
  9. Дети широко и изобретательно используют в игре предметы – заменители, природный материал, самоделки, подсобные материалы.
  10. Осознают, что условие реализации роли – соблюдение правил.

  В реальном педагогическом процессе обучения ребенка-дошкольника навыкам сюжетно-ролевой игры формирующее воздействие педагога и самостоятельная игра детей не разделены во времени: воспитатель сам играет с малышами и создает условия для их самостоятельной игры. Причем роль и степень его участия в игре будут меняться постоянно. Воспитатель должен быть не только «играющим партнером», но и обладать способностью внимательно и тактично наблюдать за играющими детьми, охранять их игру, аккуратно направлять замысел и поступки, используя косвенные приемы воздействия (совет, вопрос, подсказку, изменение игровой среды, предупреждение, напоминание, доброжелательный юмор, шутку).воспитатель гибко влияет на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности, включаясь при этом в игру для связи отдельных игровых моментов.