Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

28.02.2020

Консультация "Строим из ЛЕГО историю". "Развитие коммуникативной стороны речи посредством конструктора ЛЕГО у воспитанников с ТО".

 Дошкольное детство – это возраст игры. Ребенок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Игра является критерием психофизического развития дошкольника.

 Одним из видов игровой деятельности является конструирование. ЛЕГО-конструирование – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Лего в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу своей педагогической универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём   ЛЕГО конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и рукивоспитанника. С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, речевого и социального развития. Можно сказать, что конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий.

  Элементы конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты скрепления с другими элементами. Наборы содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления. Вариантов скрепления ЛЕГО-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.В процессе работы с детьми используем разные детали ЛЕГО конструктора, в ходе которого они запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря.

Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.

  В план занятий включаем такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Корабли», «Путешествие в сказку» и другие. Организация работы с детьми в рамках таких тем, как «Транспорт», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Безопасность», «Моё Отечество», «Мой город» с учётом интегративного подхода расширяем кругозор детей, развиваем познавательно – исследовательскую и конструктивную деятельности, образное мышление, воображение. Воспитанники получают информацию для создания собственных построек и составлению описательных рассказов о постройке.

  В процессе работы с детьми по любой теме, обыгрываем ситуации, в которых дети учатся называть новые предметы, повторяем те, которые уже знают и называют. Например, «У Пети день рождения» в этой игровой ситуации закрепляются названия предметов посуды. В данном возрасте дети осваивают видовые обобщения. Процесс освоения видового обобщения способствует развитию операции сравнения, обобщения, развивает способность к установлению причинно – следственных связей.

  Совершая игровые действия с предметами и куклами из конструктора LEGO дети, узнают такие качества предметов, как твердость или мягкость, гладкость или шероховатость, тяжелый или легкий предмет.  У детей наблюдаются существенное обогащение и активизация словаря, активно развивается способность рассуждать.

  Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словаря, введения в словарь детей новых слов также используем развивающие комплекты LEGO «Дикие и домашние животные» и «Большая ферма». В наборы входят мини фигурки диких, домашних животных, людей, разные детали, позволяющие создать в игре реалистичную обстановку. Дети учатся различать понятия: ферма - зоопарк и животных, которые там содержатся. Проигрывая ситуацию «Кто, где живёт?», знакомим с жизнью домашних и диких животных не только своей местности, но и жарких стран, учим описывать их. В упражнении «Кто, как кричит?», решается такая задача как, развитие звукового восприятия. Ребята выбирают из конструктора понравившееся животное, обыгрывают его, имитируя звукоподражание.

  К словесным играм для обогащения лексического запаса с использованием конструктора LEGO можно отнести: 

«Большой – маленький»,

«Один – много»,

«Четвертый лишний»,

«Кто потерял хвостик?»,

«На улице большого города».

  Использование ЛЕГО-технологий способствует развитию связной речи.

 Пересказывание   рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, мы помогаем ребёнку лучше осознать сюжет, что делает наш пересказ более развёрнутым и логичным. При этом наша работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

  Стимулируя развитие игровых ситуаций, детям даём речевой образец. Проговариваются вслух игровые действия. Можно установить правило – все игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? что хочу сделать? как буду делать?

 В ходе игровых действий наши воспитанники с особенностями психофизического развития получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом.  Сначала педагог сам придумывает сказки и загадки про животных, обыгрывает их совместно с детьми, а затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки.                       

 Дети, создавая постройки, имеют конкретную цель. Например, не просто построить домик, а построить домик для зайца, не вообще самолет, а самолет для гномика. 

  Выполняя постройки по словесному описанию, мы считаем, что это способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.

  Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: например, "Африканские звери заболели" - строим самолет и приглашаем доктора Айболита, "У котенка нет друзей" - ему нужна помощь. При обыгрывании постройки мы формируем умение   не только строить по образцу и показу, но и проговаривать: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить.

 Тем самым дошкольники обогащают словарь глаголами, учатся называть действия, упражняются в словообразовании, развивают речевую активность.

 Созданные постройки из ЛЕГО-конструктора, мы также используем в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.

  Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории.

  При постановке звука, используя ЛЕГО, можно несколько скрасить монотонность попыток проговаривания звука, некоторые неприятные ощущения у детей. Предложив ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л»), пчелкой («ж») и т.д.

  Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие.

  Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по выбору кирпичиков взрослым.  То есть, составление предложения по трехмерной схеме.

  Также в подготовительных группах превращение одного слова в другое с помощью удаления некоторых звуков и замену отдельных на другие (корова — рева, котята - утята, белка - булка и т.д.).

 Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики соответствующего цвета.

 Работая с анализом и синтезом слогов, можно использовать человечков синего, красного и зеленого цветов. Предлагаем детям провести звуковой анализ слова.

 Составление частей разных животных помогает развивать понимание образования сложных слов (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
 Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

  Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с нарушениями психического развития запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы.  Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
 При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого?).

  Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.

 Таким образом, ЛЕГО-технология предлагает современные методы обучения дошкольников с нарушениями психического развития. Она объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность детей. Использование ЛЕГО-технологии позволяет поднять уровень развития речевой активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

 Учитель-дефектолог Мостыка  Ю.Г.